Россияне продолжают делать сбережения, несмотря на снижение реальных доходов и снижение доверия к банкам.

В 2015 году доверие россиян к банкам резко упало, поскольку экономика страны столкнулась с кризисом, но в то же время, как ни парадоксально, увеличилась сумма вкладов отдельных банков, согласно результатам опроса, проведенного LSES в рамках «Мониторинга финансового поведения» и «Доверие потребителей в финансовых учреждениях» (2009–2015 годы).

Этот парадокс может быть связан с конкретными поведенческими аспектами реакции людей на кризисы и их избирательным доверием к банкам. Опрос показал, что россияне склонны больше доверять Сбербанку и другим банкам с участием государства, а частным финансовым учреждениям — гораздо меньше.

Результаты опроса представлены в статье «Динамика доверия к финансовым институтам и парадоксы сберегательного поведения».

Все равно делать сбережения

По состоянию на сентябрь 2015 года общий объем частных сбережений в России составил 30,4 трлн рублей, что на 20% выше, чем в сентябре 2014 года; из этих сбережений 69% были размещены на банковских счетах: почти 21 триллион рублей против 17 триллионов рублей месяцем в 2014 году.

Предпочтения людей в отношении того, экономить ли наличными или на банковских счетах, не изменились в период с 2014 по 2015 годы. Согласно опросу LSES, проведенному среди 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше, в сентябре 2015 года 32% предпочли сохранить свои сбережения в банковских депозитах, главным образом в рублях.

«Даже если люди не экономят больше в текущем экономическом кризисе, мы можем, по крайней мере, сказать, что они не экономят меньше, — отмечает Ибрагимова, — и определенный отток депозитов, наблюдавшийся в конце 2014 года и, возможно, вызванный колебаниями обменного курса, впоследствии был заменен относительная стабильность, когда люди продолжают хранить свои сбережения в банках, добавляя к ним как можно больше, хотя у них сегодня меньше возможностей для сбережений ».

Доходы российских семей сильно пострадали от кризиса: доля людей, которые едва могут позволить себе купить достаточно еды, не говоря уже о чем-либо, превысила 40% весной и летом 2015 года.

В дополнение к этому, опрос обнаружил резкое снижение индекса доверия к финансовым учреждениям на 10 пунктов в 2015 году, достигнув 85 пунктов, самого низкого показателя за семь лет наблюдения в октябре 2015 года.

Опрос измеряет доверие потребителей на основе нескольких аспектов, таких как безопасность, раскрытие информации, условия и положения, предлагаемые для продуктов и услуг, с точки зрения респондентов в двух временных измерениях: недавние изменения и будущие перспективы. «Мы наблюдаем почти одинаковое снижение как оценки людьми текущей ситуации, так и их ожиданий на будущее, что свидетельствует о том, что кризис действительно повлиял на настроения общества», — сказала Ибрагимова.

Кризис стимулирует сбережения

Можно спросить, почему люди продолжают сберегать, несмотря на экономический кризис и снижение доверия потребителей к банкам. Ибрагимова объясняет этот парадокс с точки зрения психологической экономики, чей основатель, американский психолог Джордж Катона, «исследовал влияние объективных экономических условий на поведение людей с помощью субъективного восприятия. Люди склонны экономить меньше, когда считают, что низкий доход — это временная неудача, но если они ожидают дальнейшего снижения доходов, они, скорее всего, отреагируют на это, сэкономив больше », как в сегодняшней России.

Видимо, россияне ожидают, что этот экономический кризис продлится. Большинство (86%) людей, опрошенных в октябре 2015 года, выразили обеспокоенность по поводу продолжающегося роста цен, снижения семейных доходов и потери рабочих мест. Следовательно, «люди будут тратить меньше и откладывать столько, сколько смогут на черный день».

Другой причиной может быть то, что доверие потребителей резко варьируется от очень высокого (129 баллов) доверия к Сбербанку до очень низкого (66 баллов) доверия к частным коммерческим банкам.

Доверие потребителей к финансовым учреждениям также зависит от использования финансовых услуг. Согласно данным мониторинга, доля пользователей финансовых услуг увеличилась с 70% до 74% в период с 2012 по 2015 год, в основном благодаря развертыванию платежных карт.

Согласно исследованию, держатели платежных карт, которые также пользуются другими банковскими услугами, как правило, больше всего доверяют финансовым учреждениям. Однако они также служат «проводниками» негативных тенденций. Уровень доверия потребителей в этой группе снизился на 6 пунктов в период с 2011 по 2014 год и на 10 пунктов в 2015 году. Существует вероятность того, что эта группа может изменить способ использования финансовых услуг в условиях нынешнего кризиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
23 − 13 =